«Как помочь
ребенку создать свой первый проект?»
Мир вокруг нас
меняется с невероятной скоростью. То, что вчера казалось невозможным, сегодня
становиться реальностью. Несколько лет назад, мы и подумать не могли, что дети
в начальной школе должны будут создавать собственные проекты. Но, «времена не
выбирают, в них живут и побеждают». В образовательных стандартах второго
поколения отражены такие личностные характеристики как: конкурентоспособность,
целеустремленность, саморегуляция, самоорганизация, инициативность, активность,
креативность, умение работать в команде (коммуникативность). Чтобы
сформировать, уже в начальной школе, такие качества традиционных методов
образования недостаточно. Метод проекта предоставляет широкие возможности для
формирования личности ребенка, установления метапредметных связей. Проект
позволяет творить, экспериментировать, исследовать, проявлять способности, почувствовать себя успешным.
Уважаемые
родители, проект вашего ребенка - это
ваш шанс проявить свою заботу, заинтересованность его школьной жизнью,
показать свою любовь, плодотворно провести время. Часто наши заботы о ребенке
сводятся к организации быта, а дети хотят, чтобы им уделяли время, тогда они
чувствуют, что их любят.
Работа над
проектом – это всегда инициатива ребенка, желание решить какую либо задачу,
проблему, ситуацию. Проект не может быть «обязательным» заданием учителя, темой
навязанной взрослыми. Проектная работа должна иметь социальную значимость (кому
она полезна, где может быть использована) или практическую направленность. Не
стоит исследовать ради исследования. Ребенок должен получать удовольствие от
самого процесса работы над проектом. Следует понимать, что не каждая проектная
работа «мировое открытие», но это труд и
усилия вашего ребенка и относиться к этому надо с уважением и энтузиазмом.
Многие
родители узнав, что их ребенок начал работу над проектом, не знают, как ему
помочь и совершают типичные ошибки «из лучших побуждений»:
v Подмена деятельности ребенка своей
v Навязывание идей
v Скептическое отношение к идеям и
деятельности ребенка
v Планирование предстоящей работы без
участия ребенка
v Включение в проектную работу слишком
сложной, не соответствующей возрасту информации
v Предоставление готовых ответов, не
давая возможности самостоятельного поиска
Что же нужно
сделать и как себя вести, чтобы не попасть в «ловушки типичных ошибок».
1.
Искренне
порадоваться, что ваш ребенок захотел создать проектную работу. Расспросите:
почему его заинтересовала именно эта тема, какие у него планы, чем вы можете
быть ему полезны, нужна ли ему ваша помощь?
2.
Уточните,
знает ли он (она), что у любого проекта есть цель, задачи. Помогите
сформулировать, начиная с вопроса: «как ты считаешь, какая цель твоей работы
(зачем ты делаешь эту работу?)». Цель указывает общее направление, а задачи –
основные шаги. «Подумай, какие могут быть задачи у твоей работы?». Если Вы
предлагаете свой вариант, убедитесь, что ребенок с ним согласен. Таким же
образом поработайте с гипотезой (особенно если ребенок выбрал
проект-исследование). Более подробные рекомендации вы найдете в рекомендациях
«Юным исследователям» (смотри ниже).
3.
Расспросите, какие материалы понадобятся ребенку для
осуществления его идеи, постарайтесь ему не отказывать, даже если он может
что-то испортить или использовать не по назначению. Если ребенок хочет
экспериментировать, а вы заранее знаете результат, позвольте ему получить
собственный опыт (если это не опасно).
4.
Ваша
помощь понадобится при сборе информации, ее сортировке и обработке. Учите
ребенка находить и подчеркивать главное, основную мысль. Покажите, как
эффективно пользоваться Интернет-ресурсами, не забудьте про библиотеку, фильмы;
полезных знакомых, имеющих профессию в нужной вам сфере деятельности.
5.
Постарайтесь
убедить ребенка, что у него все получиться. Внимательно отнеситесь к подготовке
презентации его работы т. к. хорошая презентация и защита проекта - это 50%
успеха. Важно знать, по каким параметрам оценивается проектная деятельность
учащихся. Для примера приводим несколько экспертных карт оценивания проектной
деятельности учащихся 3-х,4-х классов.
Оценивание
проектной деятельности
ФИО учащегося
___________________________________
№
|
Разделы
|
Балы (1-10)
|
1.
|
Устный ответ:
|
|
|
- Логичность изложения
материала
|
|
|
- Эмоциональная подача
материала
|
|
|
|
|
2.
|
Письменное оформление
работы
|
|
|
- Соблюдение этапов проекта
|
|
|
- Последовательность
изложения материала
|
|
|
- Грамотное использование
терминов
|
|
3.
|
Качественное оформление
проектной работы (теоретической части,
презентации, продукта)
|
|
4.
|
Итог:
|
|
Возможен другой вариант:
Оценивание проектной деятельности
Критерии оценивания
|
Балы 1-10
|
Актуальность темы
|
|
Наличие: цели, задач,
выводов
|
|
Четкий ход исследования
|
|
Грамотная речь во время
защиты проекта
|
|
Оформление, презентация
проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)
|
|
Работа в группе (активное
участие всех членов группы)
|
|
Итоговая отметка
|
|
Далее приводим
приблизительный план оформления текстового варианта оформления проектной работы
и общие требования к презентации. Таблицы
предоставляют широкий (развернутый) вариант оформления. Выберите пункты,
соответствующие возрасту вашего ребенка и направлению проектной работы
(практико-ориентированный, исследовательский, социальный проект).....
|