Утомление - одна из причин
плохого поведения ребенка
Сегодня мы поговорим о наиболее часто
задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок
начинает плохо себя вести?"
Вариантов ответа несколько. Это и
возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена
стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка
проста - это усталость, утомление.
Если ребенок часто утомляется, ослабевает
его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие,
часто болеет. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не
тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка.
Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь
прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода,
грусти и т.д. Внимательной маме сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
· беспричинный
плач, капризы;
· малыш
начинает тереть глаза, зевать;
· нарушается
координация движений, особенно рук;
· замедляются
движения, появляется вялость;
· возникают
несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки,
кричит, падает на пол и т.д.;
· может
возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает,
прыгает, толкается.
У каждого ребенка
есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок,
смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети
начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые:
чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в
доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например),
недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении,
шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки),
а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской
помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность,
болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.).
Особое внимание нужно уделять детям,
которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на
новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания
(адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
· От
возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся
ситуации, тем быстрее он устает.
· От
темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики
дольше адаптируются к новым условиям.
· От
состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется
быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим
заболевать.
· От
наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто
общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в
общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
· От
контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования,
питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
· От
разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все
разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель
строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с
адаптацией неизбежны.
· От
умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить,
похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления
у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное
настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в
спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения,
присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей
· Чтобы
избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
· Соблюдайте
режим.
· Чаще
гуляйте. Хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в
зависимости от погоды), ежедневной.
· Чаще
проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
· Предлагайте
новые игрушки, игры.
· Сон
помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно
дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто
полежать в кровати.
· Чередуйте
спокойные и активные занятия.
· Не
обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну,
прогулке. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора
заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки,
накрывать на стол и т.д.
· Дозируйте
просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза,
если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
· Удовлетворяйте
потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские
центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте
индивидуальные особенности малыша).
|