Современных детей, молодежь компьютерные игры и телевиденье привлекают
куда больше, чем книги, театр и другие виды искусства. Почему так происходит?
Задались этим вопросом социологи и психологи уже давно. Нужно сказать, что
такие тенденции не случайны. Нейропсихология - наука о формировании мозговой
организации психической деятельности, описывает, так называемый,
популяционный синдром. Что это значит? А это значит, что некоторые нарушения
психической деятельности у детей, которые в прошлом считались задержкой
умственного развития, сейчас становятся нормой, так называемым популяционным
синдромом. Деградирует ли человечество таким образом или наоборот - это более
высокий виток в развитии общества, ученые пока не могут ответить на этот
вопрос.
Обращает на себя внимание, что вошедшие в моду неформальные тусовки,
компьютерные игры, общение в Интернете и прочее не случайны. То, как устроен
мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и, в то же время, эти
увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в
эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы. Какие
же особенности, в строении мозга имеют люди, подверженные увлечением
наркотиками, алкоголем, азартными играми, в том числе, компьютерными? Как
правило, здесь идет речь о синдроме функциональной несформированности лобных
отделов - в основном левого полушария.
Что может быть причиной, так называемой, лобной несформированности?
Например, запаздывающие развитие в эмбриональном периоде, когда ребенок
неправильно поворачивается в утробе матери.
В чем проявляется лобная
несформированность?
Обычно родители жалуются, что ребенок не может учиться, так как все время
отвлекается, он ничего не хочет, его ничем не возможно заинтересовать. Делает
уроки по 6 часов, а если родитель его контролирует, то уроки делаются за час.
В классе делает половину того, что делает учитель. Не пишет слово
"Ответ". Решает арифметическую задачу, не делая при этом проверку.
Половина слов в тетради тоже могут быть не дописаны. По русскому языку:
пропускает буквы и не дописывает слова. Глаза абсолютно отсутствующие.
Тенденция к упрощению поставленной задачи. Ребенок импульсивен, совершенно не
утомляется. Трудно обозначать свои эмоции: "все равно" - это может
быть плохо, а может быть - нормально.
Почему таким детям важны компьютерные
игры?
Компьютерная игра основана на эмоциях, непроизвольных, моторных реакциях,
а не на произвольных, сознательных актах психической деятельности, то есть
лоб здесь не нужен. Компьютерная игра не развивает произвольную психическую
деятельность, то есть ребенок осваивает компьютер, вместо того, чтобы
осваивать собственную психическую деятельность, собственные интеллектуальные
способности. Чем более эмоциональна компьютерная игра, тем больше она привлекает
ребенка. Так, агрессивные компьютерные игры, различные "стрелялки"
позволяют детям выразить негативные эмоции, но если ребенок слишком этим
увлечен, то негативные эмоции не отреагируются, а наоборот копятся.
Признаки зависимости от компьютерной игры
· Ребенок не делает уроки, сидит за игрой
часами, не оторвать.
· Компьютерные игры предпочитает общению
· Нет других увлечений кроме компьютерных
игр
· Общее время, проведенное за игрой,
превышает время делания уроков, прогулки, другого увлечения.
Что делать?
Подход в решении таких проблем должен быть комплексным и не сводиться к
простой борьбе с компьютером. Вот какие рекомендации дают нейропсихологии:
достучаться до такого ребенка может только через эмоции, то есть воспитание,
мотивации что-то делать с помощью "кнута и пряника". Когда есть
игровая деятельность, эмоциональное напряжение, ребенок делает все хорошо и
правильно. Нужно составлять ему программу действий и стараться, чтобы он ее
запомнил. Любую деятельность можно выполнять в игровой манере, при этом, давая
ребенку небольшие вознаграждения - поощрения, это может быть плата из
подручных средств, например - помыл посуду - получил жвачку, открытку и так
далее. Нужно учить ребенка выполнять определенную последовательность
действий, программу, начиная с простой, такой, как: заварить чай, отварить
макароны, пожарить яичницы и заканчивая сложной: сварить борщ. Таким образом,
вы задействуете естественные причинно-следственные связи обыденной жизни,
которые отпечатываются в сознании. При этом действия проговаривать вместе с
ребенком. Лоб - это зеркало, если нет своего, то зеркало должно быть внешним.
Полезны для детей занятия спортом, драмкружок, так как расширяют у них
телесные возможности, формируют связь лоб - подкорка (эмоции).
Можно также советовать с ребенком, как лучше что-то сделать, почему.
Когда он будет это объяснять, у него будет формироваться программа действий,
устанавливаться причинно-следственные связи, например: я развел костер,
потому что? Можно начинать разговор со слов: потому что?
Здесь описан только один из популяционных синдромов, существуют и другие.
Если ваш ребенок не читает, а вместо этого чрезмерно увлечен компьютером и
телевизором, то для вас это сигнал об искажении его развития, формирования
психической деятельности. Вы можете последовать данным рекомендациям, а также
обратиться за помощью к детскому психологу, и если тот рекомендует, то и к
нейропсихологу. Лучше это делать от 3 до 12 лет, пока идет активное
формирование психический процессов. К 3 годам созревают затылочный и теменной
отделы мозга, подкорковые структуры, а к 12 годам созревает лоб, мозолистое
тело головного мозга.
Если же зависимость от компьютерных игр есть в подростковом и юношеском
возрасте, то здесь нужно смотреть, если ли трудности в общении со сверстниками,
какова семейная динамика отношений. Здесь уже поздно говорить о коррекции
психической деятельности. В таких случаях работают индивидуально с юношей/
подростком, решая проблемы зависимости от компьютера, проблемы в общении с
людьми, как подросток ощущает себя, свои границы, границы в общении с
другими, а также решаются проблемы детско-родительских взаимодействий,
проводится семейная терапия. То есть работа психолога в таких случаях
направлена на социальную адаптацию подростка, на улучшение семейных
взаимодействий. Ведь в подростковом - юношеском возрасте, увлечение
компьютерными играми часто является бегством в воображаемый идеальный мир,
бегством от реальности, которая воспринимается как дискомфортная и
враждебная. Что в свою очередь связано с неблагополучной обстановкой в семье,
конфликтами, трудностями в общении со сверстниками, и как следствием, низкой
успеваемостью в школе - институте, невозможностью найти работу. Но если во
время обратить на эти проблемы внимание, то они вполне решаемы.
|