Почему некоторые дети так молчаливы?
Почему они не желают рассказывать о своих успехах? Почему мы думаем, что
многие детали в разговоре с детьми мы не понимаем до конца? Вы вспоминаете,
какими сами были в детстве и не можете понять, в чем причина таких
недомолвок, ведь в нашем детстве кажется все было прозрачно и открыто, или
это только кажется?
Давайте попробуем разобраться вместе.
Как мы спрашиваем?
«Как дела в школе?»
«Как ты?»
«Что нового в школе?».
Так мы спрашиваем у наших первоклашек обо всем, что у них произошло за день.
Мы хотим узнать, как они сегодня отвечали на уроке, когда их вызвали к доске,
как они общались с детками, куда бегали на переменке и многое-многое другое.
Мы так много вкладываем в свой вопрос (и получаем лаконичный ответ: «Да, мам,
все хорошо»), что в пору и разозлиться…
Наверное, вы часто приходили к той мысли, что дети просто не понимают всю
объемность того, что им нужно рассказать. Как же понять друг друга?
Для начала, подумайте о том, что сам по себе вопрос похожий на тот, что вы
задаете, плох уже тем, что у него не очень то подходящая коммуникация. Как
говорится: «каков вопрос – таков ответ». К тому же нужно учитывать тот
момент, что школа для детей само по себе достаточно сложное, всеобъемлющее место.
Очень часто, они совершают в школе ошибки, о которых они в праве умолчать,
потому что на этих ошибках дети учатся. То они не заслуживают похвалы в школе
за то, что тихо читают; то они тратят свои первые деньги не на то, что
сказали утром родители; то целуются впервые в жизни; то опаздывают на уроки с
переменок. И так до бесконечности. Дети знают о своих ошибках и в праве о них
умолчать, чтобы впредь их больше не совершать.
Что же совсем их ни о чем не спрашивать – спросите Вы? Да нет же. Мы просто
хотим вас убедить в том, что никогда не нужно срываться на ребенке. Не стоит
винить его в том, что он ничего не рассказывает. Пожалуй, в ситуации, когда
вы не получаете на свой вопрос нормального ответа, попытайтесь втянуть малыша
в разговор, который ему будет интересен.
Используйте маленькие уловки.
Немножко об уловках.
Сделайте с утра маленькую заготовку.
Спросите у малыша, что бы он хотел самостоятельно купить себе в школьном
буфете, и дайте ему небольшую сумму – на чупа-чупс, к примеру, или на сок.
Тогда вечером вы сможете начать разговор с того, что спросите, получилось ли
у ему сделать покупку. После ответа на этот вопрос можно легко спросить:
«поделился ли он с другом своим соком» и тогда вы узнаете к тому же еще, с
кем он дружит.
Не спрашивайте малышей о школе в неудобное для них время.
По дороге домой поговорите с малышом о чем-нибудь отвлеченном. Как правило в
это время дети думают о еде, о друзьях и о том, что бы поболтать по телефону.
Если малыш увлечен играми или телевизором, то отвлекаться на рассказы
родителям о своих школьных успехах ему вряд ли будет охота. Задайте этот
вопрос за столом – во время ужина. Обычно, когда ребенок неохотно кушает – он
с большей охотой отвлечется от еды что бы поговорить. Правда потом вам
придется уговаривать его доедать холодную кашу.
Будьте хитрее.
Скажите, что вы знаете о том, что малыша сегодня похвалили, но честно говоря
забыли, по какому поводу. Похвала – всегда приятна ребенку, поэтому он с
удовольствием расскажет о ней во всех подробностях, заодно вспомнив, что он
делал на группе продленного дня или на переменке.
Дети любят описывать те или иные вещи понятными только им категориями.
В младшем школьном возрасте им достаточно сложно самим ориентироваться в
понятиях пространства и времени. Для них месяц – это через четыре дня.
Площадка где они гуляют находится «за домом, если повернуть направо, потом
налево и возле красивой горки». Для них не бывает дорого и дешево.
Все это означает для вас только одно – не нужно дотошно спрашивать все до
мельчайших деталей. Если ребенок говорит, что нужно то-то и то-то на четверг
или на пятницу, поинтересуйтесь у учителя, что конкретно нужно и все-таки на
когда. Вот увидите – окажется, что это и еще кое-что нужно на самом деле на
среду.
Общайтесь с детьми на их языке.
Используйте их любимую лексику, их фразы, манеру речи и выражения. Вначале
это рассмешит ваше чадо, потом может немного позлит… в конце концов у вас
навсегда исчезнет барьер, который стоит между взрослым и ребенком. Вы станете
для него не просто мамой или папой – вы станете для первоклашки другом.
Закрепляем успех или еще немного о
вопросах.
Итак мы поняли, что с ребенком нужно
вести диалог, это главное!
А как вы его будете вести – это уже лично ваше
мастерство.
Задавайте простые вопросы с настроением и с
интересом.
«Почему ты сегодня такой радостный? Получил хорошую
отметку?»
«Я в детстве очень любил читать книги. Я перелопатил
всего Жуль Верна. А ты ходил сегодня в библиотеку?»
«Ну что, удалось тебе сегодня найти клад, мой юный
следопыт? Ты так упорно учишь географию».
Предлагайте свою помощь.
«Давай учить эту скороговорку вместе. Кто у вас в
классе рассказывает ее лучше тебя? Разве есть такие? Я тебе не верю – ты
самый лучший».
«Я когда был маленьким – любил делать оригами.
Хочешь вместе сделаем маленькую хлопушку или журавлика-цуру? Ты будешь лучшим
в школе!»
Уделяйте ребенку максимально много времени.
Выделите время, чтобы посекретничать с малышом.
Спросите его о переживаниях, заботах, расскажите о своих планах на неделю.
Пусть малышу в самом начале недели станет известно,
что на выходных состоится семейных поход в кино или в зоопарк. Тогда и неделя
пройдет веселее, ведь малыш будет каждый день интересоваться, ничего ли не
изменилось. Это сделает его открытым, веселым и жизнерадостным, а тем для
разговора с малышом прибавится! Можете не сомневаться!
|