Как помочь ребёнку стать внимательным
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах
деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть
внимательным.
Давайте
вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного
человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе.
Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и
запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и
требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание? Внимание — это
способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из
окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников
информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но
выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия
правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности
и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым
относятся концентрация объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться
на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в
проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается
хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого
слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством
одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет
число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания
ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации.
Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно
увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае
ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания — это возможность
длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме.
Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему
нравится длительная напряженная работа.
Распределение внимания — это одновременное
внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с
ними или наблюдении за ними. 06 особенностях распределения внимания судят по
тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно:
писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься
работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются
дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
Переключение внимания — это перемещение внимания
с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с
постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания
можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к
другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро
закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях
или действиях.
Внимание — это не раз и навсегда данное
качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это
сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим
вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и
других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и
игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»
Необходимо внимательно прослушать сказку
«Лисенок и лягушонок» Г Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л»
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок,
который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит.
Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом
слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке Звери смотрели
смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал
он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился,
- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И
это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос
Пришел он однажды к луже, сел рядом с
лягушонком, долго смотрел, кок он лепит и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня
ничего не получалось..
- Ничего — сказал лягушонок. — Ты не огорчайся!
Зато ты роешь самые хитрые норы.
ИГРА «СКОЛЬКО ЧЕГО?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире
и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся но букву «к»
или «т», или «с» Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее
можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем —
квадратные и прямоугольные. Долее деревянные, потом — металлические, затем —
предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные,
серые, синие, зеленые и т.п.
ИГРА «ПОВТОРИ БЫСТРО»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они
повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово
«повторите». Далее идет быстрый диалог-» перестрелка»
— Ну, начали! Повторите - «стол».
Играющие говорят: «Стол».
— Повторите — «окно».
Играющие говорят: «Окно».
— Скажите — «улица». Быстро — «кошка» и тд.
ИГРА «ПОСТРОЙ В ТЕМНОТЕ» (можно играть всем
членам семьи)
На столе лежат 10—12 кубиков или столько же
спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой
столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются
столбики разной высоты. У кого получился столбик выше — тот и победитель. На
большом столе могут строить одновременно двое или трое.
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ»
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на
столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен
быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке,
который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается
победителем.
ИГРА «ВСЕ СКОРОГОВОРКИ НЕ ПЕРЕГОВОРИТЬ, НЕ
ПЕРЕВЫСКОРОГОВОРИТЬ»
Можно провести соревнование на звание чемпиона
семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто
ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках
— экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают
ее и повторяют вслух.
Но дворе трава — но траве дрова.
Архип осип. Осип охрип.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш Полкан попал в капкан.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать.
Мокрая погода размокропогодилось.
Ткач ткет ткани на шапку Тане.
Бобр добр до бобрят.
Ушел косой козел с козой.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены
значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.
ИГРА «НЕ СОБЬЮСЬ»
По сигналу играющий начинает счет до 30. Число,
содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их
называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не
произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять,
например, нельзя называть число, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5 Вместо
их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.
ИГРА «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают
друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова,
а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз,
теле-фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
ИГРА «ВЫПОЛНИ УГОВОР СТРОГО»
Ведущий становится напротив играющих и
договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяйся, дети должны
отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки
на груди, когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он
топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести
«репетицию». Внимательный тот кто долго не собьется в игре и строго выполнит
уговор.
|