Лекторий для родителей
Формирование детской
агрессивности.
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери:
именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и
принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского
внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессивности являются одним
из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому
первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его
жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах
досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер,
выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя
внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители.
Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает
стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его
желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной,
экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие
событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе
(холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое
поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду
- детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного
поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит
немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего
существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, возбудимые черты.
Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают
ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно
влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой
агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство
агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго
оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем,
что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и
заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание.
Однако это крайние варианты,
встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей
развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к
одинаковому исходу. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены,
ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в
зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть
ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический
комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути: - совладать
с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении; - восстановить свое эмоциональное равновесие,
несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов
психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае
отрицательные эмоции канализируются в личное бессознательное, где и
накапливаются до поры. Между тем, управляемые механизмы психологической защиты
у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию,
и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности
перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к
неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и
страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично
превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его
социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина,
совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь,
естественно, изменяясь и развиваясь.
Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою
агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым
реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх
наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за
этого их поддержки.
У многих людей, особенно
агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется
неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а
затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным
требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы
материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются
(ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля -
совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или
тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных
футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.
Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса
идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте
это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей
мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после
родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское
одобрение. Правда, здесь есть одна сложность. Дети в разговорах, играх и пр.
стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим
родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не
всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со
стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше
всего не любим те черты, которые нам не
нравятся в нас самих. Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые
старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные
замечания, а то и угрозы наказания. В подростковом возрасте дети, как известно,
стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально
самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или
матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями,
авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет
себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо
больше. Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми
мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без
особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской
поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.У агрессивного
ребенка хуже развивается самоконтроль, и тогда он попадает в порочный круг:
Мальчики:
А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении
(мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов,
который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была
представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно
возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время
одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова,
что и спровоцировало роковую дуэль.
Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой,
непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток
будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не
сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.
Девочки:
А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце.
Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо
отражен в целом ряде сказок Яркие примеры - сестры главных героинь в
"Золушке" и "Морозко". Родные матери девочек - женщины
властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном
браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за
поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости,
конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками.
Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих
случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит
инструментальный характер. Классический пример - Пеппи-Длиный Чулок (вообще-то,
Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это
имя неблагозвучным и слегка подправили). Матери у нее не было, примером мог
служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею
интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру
самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и
агрессивность.
|