Как
подготовить ребенка к школе? Краткое пособие для родителей
Многие родители ошибочно полагают, что
готовность к школе – это умение читать, считать и писать. Однако это – лишь
верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе – вопрос значительно более
обширный.
В теории ни читать, ни писать, ни тем
более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе
отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он
этого не может – ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему
перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это
уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет
чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.
Для того, чтобы помочь ребенку не
чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно
отнестись к процессу предшкольной подготовки и не полениться позаниматься с
ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам –
подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать),
учреждениям раннего развития ребенка или частным педагогам и психологам.
Основные моменты, на которые вам следует
обратить внимание при подготовке ребенка, это:
– развитие общего кругозора (лучшими
способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни»,
чтение книг и их обсуждение);
– изучение букв и цифр, геометрических
фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;
– по возможности – формирование умения
читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);
– обязательное развитие мелкой моторики,
то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как
для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены»
в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить,
работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа
бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и
аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;
– тренировка памяти – то есть заучивание
стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая
привычка сослужит добрую службу и в школе);
– тренировка умения анализировать,
классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить,
что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать
из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.
Однако следует помнить, что обученность
ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того,
обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка,
ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует
наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.
Подходы эти принципиально разные – если
выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в
первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний
его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются
претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но
ребенок, как выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной
инициативе – поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не
принося пользы его владельцу…
Кроме того, хорошо считающий мальчик или
же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к
школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной
зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.
То есть, помимо запаса знаний, ребенку
необходимо также:
– обладать и коммуникативными и
социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в
повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он
живет;
– не бояться вступать в контакты со
взрослыми и сверстниками;
– уметь отстаивать свою позицию
цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив,
излишней боязливости и робости;
– осознавать смысл процесса обучения в школе,
понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
– уметь подчиняться установленным
правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;
– иметь положительную мотивацию, желание
учиться;
– уметь целенаправленно и по своей
инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и
отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и
следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это
на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на
них до выпускного бала);
– иметь позитивное отношение к самому
себе.
Важно помнить, что помимо готовности
головы не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый
школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1
класс было бы здорово помимо учебы заняться и физической подготовкой. Ребенку
необходимо много движения (в идеале – занятия в спортивной секции, которые дают
помимо здоровья также и дисциплинарные навыки), свежий воздух, полноценное
питание.
Если у малыша есть нарушения здоровья,
необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации
относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно,
придется даже выбрать специальную школу).
Ребенок должен быть и по возрасту готов
к учебе: имейте ввиду, что в школы с углубленным изучением предметов принимают
детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу – не ранее 6 лет и 6
месяцев на 1 сентября. Ребенка моложе шести с половиной лет можно определить в
специальное учреждение, где установлен особый режим (сон и динамическая пауза
после второго урока) и обеспечены условия для его соблюдения, – то есть в
начальную школу-детсад. Это установлено санитарными правилами, утвержденными в
1999 году.
Итак, вооруженные всеми этими знаниями,
вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки
– не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке,
что бы ни происходило в школе. Удачи!
|